Русская сатира 10-30х гг.

СЦЕНАРІЙ ЛІТЕРАТУРНОЇ ВІТАЛЬНІ«РУССКАЯ САТИРА и ЮМОР 10-30 гг. XX столетия»

(Сценарій підготувала Гончарова Н.І.)

1 ВЕДУЩИЙ: Смеяться можно на самые разные лады:
2 ВЕДУЩИЙ: раскатисто
1 ВЕДУЩИЙ: беззвучно
2 ВЕДУЩИЙ: радостно
1 ВЕДУЩИЙ: и зло
2 ВЕДУЩИЙ: заразительно
1 ВЕДУЩИЙ: и убийственно
2 ВЕДУЩИЙ: ласково
1 ВЕДУЩИЙ: и горько
2 ВЕДУЩИЙ: и всякому ясно, что смех бывает добрый
1 ВЕДУЩИЙ: и дурной, – грубый, наглый, даже подлый, фальшивый, неуместный
2 ВЕДУЩИЙ: тем не менее без смеха не проживешь по-человечески, ведь одно из самых древних определений человека – “живое существо, способное смеяться”
1 ВЕДУЩИЙ: и думается, в какой степени были правы, ибо не только умение ходить на двух ногах и трудовая деятельность выделили людей из животного мира, помогли выжить и пройти через все мыслимые и немыслимые испытания многотысячелетней истории, но и способность смеяться
2 ВЕДУЩИЙ: смех обнажает то, что серьезность и нежность предпочитают скрывать от любопытных взоров. Именно он, смех,- извечный и победительный
противник зла и лицемерия
1 ВЕДУЩИЙ: смех – частый спутник самой буйной и самой земной Фантазии. Корешки книг – границы миров, над которыми владычествует Ирония
2 ВЕДУЩИЙ: веселая, лукавая и обжорная страна великана Пантагрюэля
1 ВЕДУЩИЙ: Свифтовские Лилипутия, Великания и летающий остров Лапута с его чересчур глубокомысленными островитянами и легкомысленными островитянками
2 ВЕДУЩИЙ: губернский город N., а рядом Маниловка и владенья Ноздрева,
Плюшкина, Собакевича…
1 ВЕДУЩИЙ: печально прославленный город Глупов, где ретивостью градоначаль¬ников попеременно насаждалось и искоренялось “просвещение”
2 ВЕДУЩИЙ: и разве мы можем не вспомнить тут Арбатов и Черноморск, ставшие ареною подвигов несостоявшегося графа Монте-Кристо – Остапа Бендера?
1 ВЕДУЩИЙ: или преображенною фантазией Булгакова Москву, где давал свой бал на сто королей загадочный Воланд?
2 ВЕДУЩИЙ: а ведь эти последние произведения были написаны в одно время – 20-30 годы, годы, когда старое было уже разрушено, а новое рождалось очень трудно и мучительно.
1 ВЕДУЩИЙ: не кажется ли вам, что это очень похоже на наше с вами нынешнее положение? Та же неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне, полнейшая неразбериха в экономике, политике.
Учащийся читает стихотворение “Желтый дом” С. Белого

Семья – ералаш, а знакомые – нытики,
Смешной карнавал мелюзги.
От службы, от дружбы, от прелой политики
Безмерно устали мозги.
Возьмешь ли книжку – муть и мразь:
Один кота хоронит,
Другой слюнит, разводит грязь
И сладострастно стонет…

Каждый день по ложке керосина
Пьем отраву тусклых мелочей…
Под разврат бессмысленных речей
Человек тупеет, как скотина…

Есть парламент, нет? Бог весть,
Я не знаю. Черти знают.
Вот тоска – я знаю – есть,
И бессилье гнева есть…
Люди ноют, разлагаются, дичают,
А постылых дней не счесть.

Где наше – близкое, милое, кровное?
Где наше – свое, бесконечно любовное?
Гучковы, Дума, слякоть, тьма, морошка…
Мой близкий! Вас не тянет из окошка
Об мостовую брякнуть шалой головой?
Ведь тянет, правда
ДИАЛОГ 2 УЧЕНИКов:
1-й УЧЕНИК : Ничего себе юмор, от такого юмора тянет действительно из
окошка вниз головой… У него что, все стихи такие?
2-й УЧЕНИК: Нет, почему, хотя многие его считали самым грустным из тех, кто шутит по профессии, самым незлобивым из тех, кто бичует. А сам он представлялся так:
Беззаботный и беспечный, как барбос,
Весел он под каждым кровом,
И играет звонким словом,
И во все сует свой нос.
Хоть он взрослый, но совсем такой, как вы:
Любит сказки, солнц е, ел ки, –
И прилежнее он пчелки, то ленивее совы
Ну так вот – такой поэт примчался к вам:
Это ваш слуга покорный
Он зовется “Саша Чёрный”
Почему? Не знаю сам .
Здесь для вас связал в букет он, как цветы
Все стихи при свете свечки,
До свиданья, человечки!
Надо чайник снять с плиты…
1-й УЧЕНИК: Ну что ж, очень обаятельный портрет? Скорее походит на детский рисунок- так же простодушен и наивно-лукав. Оно и понятно: стихотворение обращено к маленьким читателям – “человечкам”. Только перед детьми раскрывается такой Caшa Черный, или в окружении близких, уютных и милых людей.
2-й УЧЕНИК: Кстати, подобно многим веселым талантам, Саша Черный появился на свет в Одессе – городе, щедром на юмор и шутки. А вот впервые в печати появился – где бы вы думали? – газете “Волынский вестник”, который издавался, правда, в Житомире. Потом Петербург, пришедшая слава…
1-й УЧЕНИК: Ну и против чего же выступает Саша Черный в стихах?
2-й УЧЕНИК: Прежде всего, по-моему, против глупости. Вот послушайте: стихотворение «Вешалка дураков»
Чтец
Ослу образованье дали.
Он стал умней? Едва ли.
Но раньше, как осел,
Он просто чушь порол,
А нынче – ах злодей –
Он, с важностью педанта,
При каждой глупости своей
Ссылается на Канта.

Дурак рассматривал картину:
Лиловый бык лизал моржа.
Дурак пригнулся, сделал мину
И начал: «Живопись свежа…
Идея слишком символична,
Но стилизовано прилично».
(Бедняк скрывал сильней всего,
Что он не понял ничего).

Умный слушал терпеливо
Излиянья дурака:
«Не затем ли жизнь тосклива,
И бесцветна, и дика,
Что вокруг, в конце концов,
Слишком много дураков?»
Но, скрывая желчный смех,
Умный думал, свирепея:
«Он считает только тех,
Кто его еще глупее, —
“Слишком много” для него…
Ну а мне-то каково?»

Пусть свистнет рак,
Пусть рыба запоет,
Пусть манна льет с небес,-
Но пусть дурак
Себя в себе найдет —
Вот чудо из чудес!
1-й УЧЕНИК: Саша Черный, безусловно, обладал чувством смешного. Но оно никогда не проявлялось в чистом виде. 0но прилагалось к зрелищу нелепого, безобразного, отвратительного. Смех поневоле получился горьким. Развлекательный юмор, утробный смех он так же презирал, как и всякую пошлость. Об услужливых и продажных юмористах он писал “… сюжеты из пальца, немножко сальца, психология рачья, радость телячья…”. Радоваться было нечему. Вот, например, “обстановочка”, обрисованная поэтом:
Чтец: “Обстановочка”
Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом,
Жена на локоны взяла последний рубль,
Супруг, убитый лавочкой и флюсом,
Подсчитывает месячную убыль.
Кряхтят на счетах жалкие копейки:
Покупка зонтика и дров пробила брешь,
А розовый капот из бумазейки
Бросает в пот склонившуюся плешь.
Над самой головой насвистывает чижик
(Хоть птичка божия не кушала с утра),
На блюдце киснет одинокий рыжик,
Но водка выпита до капельки вчера.
Дочурка под кроватью ставит кошке клизму,
В наплыве счастья полуоткрывши рот,
И кошка, мрачному предавшись пессимизму,
Трагичным голосом взволнованно орет.
Безбровая сестра в облезлой кацавейке
Насилует простуженный рояль,
А за стеной жиличка-белошвейка
Поет романс: “Пойми мою печаль”
Как не понять? В столовой тараканы,
Оставя черствый хлеб, задумались слегка,
В буфете дребезжат сочувственно стаканы,
И сырость капает слезами с потолка.
2-й УЧЕНИК: от такой обстановочки, на первый взгляд смешной, впору сойти в ума.
Но ведь действительно, радоваться было нечему. Поэтому, наверное,
молитва его, обращенная к Богу, звучит так горько:
Чтец: ‘Молитва”
Благодарю тебя, создатель,
Что я в житейской кутерьме
Не депутат и не издатель
И не сижу еще в тюрьме.

Благодарю тебя, могучий,
Что мне не вырвали язык,
Что я, как нищий, верю в случай
И к всякой мерзости привык.

Благодарю тебя, единый,
Что в Третью Думу я не взят,—
От всей души, с блаженной миной
Благодарю тебя стократ.

Благодарю тебя, мой боже,
Что смертный час, гроза глупцов,
Из разлагающейся кожи
Исторгнет дух в конце концов.
И вот тогда, молю беззвучно,
Дай мне исчезнуть в черной мгле,—
В раю мне будет очень скучно,
А ад я видел на земле.
1-й ВЕДУЩИЙ: ну, что же, на некоторое время его имя на самом деле “исчезло в черной мгле”, ведь для новой Советской России он стал предателем, эмигрантом. Но время расставляет все на свои места, имя Саши черного встало в один ряд с такими известными сатириками, как Зощенко, Булгаков, Аверченко, Тэффи, Ильф, Петров. Послушайте, например, рассказ М.Зощенко “Больница”
(Уч-ся рассказывает произведение)
2-й ВЕДУЩИЙ: Что ж, может, некоторые детали характерны только тому времени, но, по-моему, здесь очень ярко выражено отношение к больным и в наших лечебных учреждениях.
1-й ВЕДУЩИЙ: Да, пожалуй, эта традиция передается из поколения в поколение, только все более развивается.
2-й ВЕДУЩИЙ: действительно, мог ли Зощенко представить себе, когда ложишься в больницу, надо брать с собой постельное белье?
1 -й ВЕДУЩИЙ: зато теперь не надо беспокоиться из-за неподходящих размеров белья, все нужно приносить из дому.
2-й ВЕДУЩИЙ: Все это ты правильно сказала, потому что лекарства – самое главное – тоже надо иметь с собой, иначе не имеет смысла ложиться, даже если болен очень серьезно.
1-й ВЕДУЩИЙ: Так что время вносит коррективы в нашу жизнь, хотя, к сожалению, не в лучшую сторону.
2-й ВЕДУЩИЙ: И сегодня мы предлагаем вам познакомиться с творчеством этих писателей, которые в свое время считались самыми “смешными”, занимательными
юмористами.
1-й ВЕДУЩИЙ: Вы уже послушали один из рассказов Зощенко, предлагаем вашему вниманию еще один, адресованный детям.
Уч-ся пересказывает близко к тексту рассказ ’’Золотые слова”
2-й ВЕДУЩИЙ: А теперь представьте себе такую фантастическую ситуацию: в Москве некий профессор Преображенский…
1-й ВЕДУЩИЙ: Не случайно Преображенский – он может преображать живые существа перед Рождеством.
2-й ВЕДУЩИЙ: Опять-таки не случайно – Рождество- рождение Иисуса, а тут-рождение нового советского человека: строителя, так сказать, коммунизма.
1-й ВЕДУЩИЙ: Профессор делает сложнейшую операцию по вживлению гипофиза челове¬ка в тело собаки. Результат получается ошеломляющий: собака превра¬щается в человека. Но вот какого человека?
2-й ВЕДУЩИЙ: Кстати, подумайте, а не явилась ли социалистическая революция именно такой операцией, когда определенная группа людей решила, что стоит безграмотному рабочему мужику предоставить свободу, и он сразу превратится в культурного, образованного человека.
2-й ВЕДУЩИЙ: Что получилось из эксперимента Преображенского, каков этот “новый человек” в его представлении, думаю, вы знаете из повести М. Булгакова “Собачье сердце”, а мы предлагаем досмотреть отрывок из этого произведения.
(Сценка из повести “Собачье сердце”)
1-й ВЕДУЩИЙ: Как это ни грустно, но такие Шариковы есть и в наше время – по уровню культуры, образования, воспитания.
2-й ВЕДУЩИЙ: А вот писательница-юмористка Тэффи (это псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой) предложила еще одну генеалогию очень оригинальную. Она утверждает, что существует 2 типа людей: одни – те, в кого вдохнул жизнь Бог (по Библии), второй тип – человекообразные, которые появились в результате эволюции из кольчатых червей (по Дарвину). Главное отличие от настоящих людей – в них нет “Искры Божией”, т.е. они не могут творить, не знают любви, не понимают смеха. Зато они умеют превосходно подражать людям, быстро размножаются и крепнут все более и более, скоро задавят людей, завладеют землей.
1-й ВЕДУЩИЙ: Тэффи пишет свои книги для людей, т.к. только они умеют смеяться.
И, прочитав книгу, узнав себя и посмеявшись над собой, человек должен очиститься от скверны и восстать против засилья усовершенствовавшихся гадов.
Послушайте один из рассказов Тэффи.
(Звучит рассказ в исполнении уч-ся)
2-й ВЕДУЩИЙ: Наше время – время телевидения, радио, поэтому если раньше рекламу можно было читать только з газетах, на улицах, то теперь – хочешь не хочешь – ты их слышишь повсюду: МММ, ММденс, Баунти – райское наслажде-ние, новое слово на букву х – Хиро, Тампакс – в течении дня я чувствую себя удобно.
1-й ВЕДУЩИЙ Телевидение принесло нам свое достижение — телесериалы по 200, 400, 1000 серий. Смотри хоть год, два… Раньше люди были лишены этого, так сказать, счастья, поэтому вынуждены были коротать свое свободное время за чтением. Правда, многое из этого чтива было достойным предшественни¬ком наших современных “мыльных опер”. Предлагаем послушать рассказ Тэффи “Французский роман”.
( звучит рассказ)
2-й ВЕДУЩИЙ. Если уж сравнивать героиню французского романа с героиней нынешних телесериалов, то, конечно можно увидеть большую разницу, хотя эта разница чисто номинальная.
1-й ВЕДУЩИЙ. Героиня мексиканских телесериалов – девушка из бедной семьи, но честная, бескорыстная, благородная, красивая… Попадает волею судьбы в богатую семью, и от этого у нее возникает куча проблем, самая глав¬ная из которых – отбиваться от мужчин, поскольку все, с кем она знакомится, без ума от нее. Неотъемлемой частью сериалов является: ребенок, рожденный в юности, потерянный, нашедшийся лет через 20, потеря памяти одним из героев, соперница – мегера, в которой нет ничего положительного и которая готова убить главную добродетельную героиню. Счастливый конец. Все отрицательные герои наказаны, положительные счастливы. (Порок нака¬зан, добродетель торжествует).
2-й ВЕДУЩИЙ. Вы видите, что по своей сущности идеал обывателя мало изменил¬ся за это время, и мы можем подтвердить это еще из рассказов А. Аверченко “Одиннадцать слонов”,
(уч-ся в лицах разыгрывают рассказ)
1-й ВЕДУЩИЙ. Аверченко с конца первого десятилетия нашего века называли королем смеха. Поэт Вас. Князев писал:
Он был как вихрь. Влюбленный в жизнь и солнце,
Здоровый телом, СИЛЬНЫЙ, молодой,
Он нас пьянил, врываясь к нам в оконце,
И ослеплял, блестя меж нас звездой.
Горя в огне безмерного успеха,
Очаровательно дурачась и шутя,
Он хохотал, и вся страна, как эхо,
Ликуя, вторила веселью короля.
2-й ВЕДУЩИЙ. Его рассказы разнообразны по содержанию, тематике, форме, и мы могли в этом убедиться. Но главное их достоинство – смех, от которого невозможно удержаться, когда читаешь или слушаешь произведения Аверченко.
1-й ВЕДУЩИЙ. Предлагаем вашему вниманию рассказ этого писателя «Калоша Доббльса» – пародия на рассказ о Шерлоке Холмсе.
2-й ВЕДУЩИЙ. Хорошо уметь выкручиваться из любых ситуаций на сцене, но еще лучше уметь это делать в жизни, в этом отношении непревзойденным до сих пор считается Остап Бендер. Мы не берем на себя смелость представлять вам этого героя, поскольку лучше, чем Ильф и Петров этого сделать не мог никто.
( сценка из романа ” 12 стульев”)
1-й ВЕДУЩИЙ.  Романы Ильфа и Петрова были и остаются до сих пор популярными среди любителей юмора и сатиры. А знаете ли вы, что идею этого романа пода¬рил друзьям старший брат Петрова – известный писатель Катаев?
2-й ВЕДУЩИЙ. Что же до судьбы всех писателей, с которыми мы сегодня вас познакомили, то к сожалению смеяться тут не приходится. Кроме Ильфа и Петрова, которые умерли в славе и почете, остальные писатели достаточно нахлебались горя в жизни, и литературная судьба их была сложной.

1-й ВЕДУЩИЙ. Саша Черный, Тэффи, Аверченко эмигрировали из советской России, став для родины предателями, врагами народа – такие ярлыки автоматически накладывались на эмигрантов. А Зощенко и Булгаков, хоть и оставались в России, но не угодили властям и жизнь их превратилась в кошмар: знакомые и друзья при встрече боялись подать руку, обыски дома, подозрительность, забвение…
2-й ВЕДУЩИЙ. Что ж, если вы сегодня смеялись, если вам было интересно, то именно этот главный критерий сценки творчества писателя-сатирика.
1-й ВЕДУЩИЙ. Поэтому очень хотелось бы, чтобы все-таки в нашей стране, как и во всем мире, писателей оценивали не по их политическим убеждениям. Главное – это тот вклад, который они внесли в литературу.
2-й ВЕДУЩИЙИ да будет так! На этой оптимистической ноте мы заканчиваем встречу с творчеством писателей-сатириков и благодарим всех за внимание.